Колодцы священной территории |
Чистота, омовение всегда были
жизненно необходимым делом в Исламе, тесно
связанным с поклонением Всевышнему, хвала
Ему. И одним из важнейших средств для этого
была и есть обязанность совершить омовение
перед каждой молитвой. Для этого было нужно обеспечить
каждую мечеть источниками воды для
омовения мусульман. В этой связи мусульмане
стремились сделать все, чтобы на священной
территории вода была в достатке. Для этого
на ней бурились скважины, строились
резервуары и колодцы для сохранения
дождевой воды, не говоря уж о доставке воды
из природных источников (соседних с районом
родников) путем прокладки каналов, из
которых пополнялись питьевой водой
указанные резервуары. На священной территории имеется
двадцать пять скважин и колодцев с питьевой
водой, история которых уходит еще в
раннеисламскую эпоху. Из них восемь
находится во дворе почитаемой Скалы и
семнадцать на площади благословенной
мечети "Аль-Акса". В эпоху айюбидов было создано
несколько оросительных арыков и
резервуаров ‑ водоемов. Напомним
некоторые из них: оросительный арык "Сикаят
Аль-Малик аль-Адиль Абу Бакр Мухаммад бен
Айюб, находящийся у ворот "Баб аль-Матгара",
проложенный в 589 г. хиджры / 1193 г. х.э., а также
водоем, носящий имя Аль-Малика аль-Муазама
Иса, который находится на западной стороне
у подножия двора мечети "Куббат ас-Сахра".
Он был устроен в 607 г. хиджры / 1210 г.х.э. Слово "сабиль" (общественный
колодец) означает источник, родник.
Появилось оно в эпоху мамлюков из
строительного термина и приобрело смысл
совершения доброго дела – "фи сабиль
Аллах", т.е. идти путем Аллаха. Тогда
обеспечение людей водой считалось, как и
сейчас, добрым делом, за которое следует
вознаграждение даже после смерти того, кто
делал это. Надо учесть, что глагол от слова
"сабиль" звучит "асбаля", то есть
лить воду. Кроме того, в эпоху турок-османов
продолжалось строительство колодцев,
отличавшихся особым архитектурным
оформлением. На священной территории имеется
девять колодцев, созданных еще во времена
айюбидов, мамлюков и османов. Они
сконцентрированы на западной и северной
сторонах священной территории. Они
расположены в соответствии со временем их
появления, в следующем порядке: Колодцы эпохи
айлюбидов: 1) "Аль-Кас"
(см. указатель местоположения, № 40): Этот колодец расположен перед
мечетью "Аль-Акса", на юг от нее. По сути
дела он является круглым мраморным
бассейном, в середине которого бьет фонтан,
похожий на чашу (отсюда и название "Кас",
т.е. чаша ‑ прим.
перев.). По его краям расположены
водостоки, через которые вода течет в
бассейн. В бортах его тоже есть водостоки,
которыми могут пользоваться молящиеся для
омовения. Что касается каменных скамей и
железных ограждений, окружающих бассейн, то
они появились в более поздние периоды. Этот бассейн для омовения
построен в 589 г. хиджры / 1193 г.х. э., при
султане Сейф ад-Дине Абу Бакре бен Айюбе,
который и создал комплекс арыков для
омовения, находящийся возле ворот "Баб
аль‑Матгара" (т.е. "ворота омовения,
очищения" ‑ прим. перев.), о которых мы уже
упоминали. 2)
Колодец "Шаалян"
(см. указатель местоположения, № 41). Он находится у подножия северо-западной
лестницы, ведущей во двор почитаемой мечети
"Куббат ис-Сахри". Построили его в 613 г.
хиджры / 1216 г. х.э. в эпоху айюбидов, когда
правил султан Аль-Малик аль-Муазам Иса, о
чем сообщается в памятной надписи, выбитой
на фасаде. В эпоху мамлюков, в 832 г. хиджры /
1428 г. х.э. султан Аль-Малик аль-Ашраф
Барсабей реставрировал этот водоем, о чем
также говорится в надписи на фасаде. И
именно тогда было упомянуто слово "сабиль",
которое стало и остается известным в
качестве обозначения колодца или
небольшого водоема. В османскую эпоху
колодец также ремонтировался и обновлялся. Колодцы эпохи
мамлюков 3)
Колодец "Сабиль
аль-Басыри (известен также как "Сабиль
Баб аль-Хабас") (см. указатель
местоположения, № 42). Этот водоем
находится северо-восточнее ворот "Баб ан-Назыр"
(второе их название "Баб аль-Хабас",
которое и получил колодец). Есть и у него
другие названия – колодец "Аля ад-Дина
аль-Басыри" и колодец "Баб ан-Назыр". Он был обновлен при султане Аль-Малике
Барсабей, в 839 г. хиджры / 1436 г. х.э., под
руководством его наместника и смотрителя
двух священных территорий. Об этом сказано
в памятной надписи, выбитой на двух плитах,
находящихся в восточном и западном углах
южной стены колодца. Там говорится
следующее: На восточной плите: "Во имя
Аллаха милостивого, милосердного. Этот
колодец обновлен в дни муллы нашего,
султана Аль-Малика аль-Ашрафа Барсабея, под
наблюдением смотрителя Хасана Каджа,
наместника султана и смотрителя двух
святынь, да укрепит Аллах его сподвижников". На западной плите: "При
строительстве колодца устремлялся к Аллаху
Всевышнему бедный раб Ибрагим ар-Руми, да
простит Аллах его и всех мусульман, и
поставил условие, чтобы не брал из него воду
никто, кроме бедных и несчастных, и не
позволено никому другому наполнять свой
мех водой из него. Сделано в месяц джумада
последний (шестой месяц лунного календаря
– прим. перев.)
восемьсот тридцать девятого года". 4)
Колодец "Сабиль
Кайтабей" (см указатель местоположения,
№ 43). Колодец "Сабиль Кайтабей"
является одним из важнейших колодцев
священной территории и Иерусалима, в
частности, и всего региона Палестины и
Сирии, вообще. Это единственный и
уникальный в своем роде образец в регионе,
кроме известных колодцев Кайтабея (эпохи
мамлюков) в Египте. Здание колодца находится
напротив библиотеки мечети "Аль-Акса" (медресе
"Аль-Ашрафия") на западной стороне
священной территории. Оно построено над
источников воды, действующим до сего дня. Здание колодца состоит из
помещения, окруженного четырьмя стенами-фасадами,
над которыми возвышается купол из камня,
имеющий сферическую форму и опирающийся на
треугольные полусферические грани,
образующие горловину купола. В трех стенах-фасадах
имеются удлиненные окна, а в четвертой
находится дверь. Купол внутри и снаружи украшен
рельефным растительным орнаментом редкой
красоты. Этот тип куполов был широко
распространен в Египте в эпоху мамлюков и
мы специально упомянули сооружения времен
султана Кайтабея, известные там, так как
других образцов, подобных куполу этого
колодца, в Палестине мы не найдем. Помимо этого, все четыре стены-фасада
очень богато украшены архитектурными
элементами и орнаментами, характерными для
эпохи мамлюков, включающими в себя и
послойную кладку из камней красного и
белого цвета, угловые украшенные колонны,
обрамление окон в виде стилизованных
изображений буквы "мим", а также
письмена наверху всех четырех фасадов
колодца. История
строительства Первое строительство этого
колодца было в период правления султана Аль-Ашрафа
Сейф ад-Дина Инала (857–865 гг. хиджры / 1453–1461
гг. х.э.), как об этом упоминается в письменах,
не говоря уж о том, что поведал Муджир ад-Дин
по этому поводу: "…Упомянутый колодец
был древним (колодец "Кайтабей"), купол
его был сделан из камня, как и у других
колодцев возле мечети (имеется в виду
мечеть "Аль-Акса"), возвышающейся над
этим куполом. Было построено новое здание
колодца, а земля перед ним была вымощена
мрамором. И вид его стал прекрасным…" Несомненным является то, что
султан Аль-Ашраф Кайтабей, когда завершил
перестройку медресе "Аль-Ашрафия",
приказал разрушить старое здание колодца и
построить новое, соответствующее новому
облику медресе, которое тоже, в свою очередь,
перестраивалось для того, чтобы
гармонировать с величием и обликом
священной территории. Похоже, что здание
колодца строили те же самые архитекторы и
строители, которые построили "Аль-Ашрафию". Кроме того, здание колодца было
обновлено в период османского правления, в
1300 гг. хиджры / 1883 гг. х.э.) при султане Абдель
Хамиде. Об этом говорится в письменах,
выбитых на здании колодца. Вполне возможно,
что эта надпись была сделана вместо старой,
сделанной при Кайтабее, как это произошло с
надписью в медресе "Аль-Ашрафия". На
колодце написано следующее: На южной стороне: "Во имя
Аллаха милостивого, милосердного.
Благочестивые пьют из чаши, пахнущей
камфарой. Пьют поклоняющиеся Аллаху и
заставляют воду бить ключом и те, кто
исполняет обет и боится дня неминуемого,
дают пищу ради Аллаха нищему, сироте и
пленнику. И мы перед лицом Аллаха даем вам
пищу, не желая от вас ни воздаяния, ни
благодарности". Построил этот
благословенный колодец наш мулла Аль-Малик
Аль-Ашраф Инал, а затем обновил его владыка
Ислама и мусульман султан Камиа". На северной стене: "О
безбожники и язычники! Распространяет
справедливость в обоих мирах султан Аль-Малик
аль-Ашраф Абу ан-Наср Кайтабей, да укрепит
Аллах его сподвижников. Сделано в
благословенный месяц шавваль (10-й месяц
лунного календаря – прим. перев.) восемьсот восемьдесят
седьмого года". На восточной стене: "Затем
обновил его (колодец) великий халиф и
проставленный властелин, султан Абдель
Хамид Хан, сын султана Абдель Маджида Хана
из рода Османов, да укрепит Аллах его
владения. Сделано в месяц раджаб (7-й месяц
лунного календаря – прим.
перев.) тысяча трехсотого года". Колодцы османской
эпохи 5) Колодец
"Сабиль Касем-паша" (см. указатель
местоположения, № 44). Этот колодец находится южнее
колодца "Кайтабей" рядом с воротами
"Баб ас-Сильсиля". Построен в 933 гг.
хиджры / 1527 гг. х.э.), при султане Сулеймане
Законнике. Строительство контролировал
наместник Иерусалима Касем-паша. Все это
записано на фасаде здания колодца. На север от этого колодца
имеется квадратный водоем с фонтаном
посередине, окруженный железными перилами.
Он называется "Биркат ан-Нарандж".
Сделали его в эпоху мамлюков, но он
неоднократно ремонтировался в османскую
эпоху, а также позднее, в 1922 г. х.э., усилиями
Высшего исламского совета. 6)
Колодец "Сабиль
султан Сулейман" (см. указатель
местоположения, № 45). Известно, что султан Сулейман
аль-Кануний (Законник) занимался обширными
строительно-ремонтными работами в
Иерусалиме, включавшими в себя ремонт
нынешних стен города, а также строительство
шести колодцев, которые известны до сих пор
под названием "Аль-Асбилят ас-Сулеймания"
(Сулеймановы колодцы). Они отличаются
особым архитектурным образом
в виде отдельных фасадов, имеющих
различные архитектурно-художественные
элементы, которые как бы продолжают
архитектуру эпохи мамлюков в Иерусалиме,
особенно периода султана Кайтабея. Этот колодец расположен на
северной стороне священной территории
рядом с воротами "Баб аль-Атам", из-за
чего колодец известен также под названием
"Сабиль баб аль-Атам". Он был построен в
943 г. хиджры, как указывает памятная надпись,
выбитая в середине его фасада, где сказано:
"Этот благословенный колодец приказал
построить наш мулла, великий властелин и
государь, повелитель народов, владыка
Византии, арабов и персов, султан Сулейман
сын султана Сулеймана Хана, да увековечит
Аллах его государство и владычество.
Сделано в начале месяца шаабан (8-й месяц
лунного календаря – прим. перев.) девятьсот
сорок третьего года. И да благословит Аллах
Мухаммеда и весь его род". 7)
Колодец "Сабиль
аль-Бадири" (см. указатель
местоположения, № 46). Он находится на восток от ворот
"Баб ан-Назыр" на западной стороне
священной площади. Построили его в 1153 г.
хиджры / 1740 г. х.э. при султане Махмуде I.
Строительством руководил Мустафа-Ага,
градоначальник Иерусалима в то время, по
приказу губернатора Османа-Бека аль-Факари,
о чем гласит памятная надпись, высеченная
на восточной стене колодца. В ней сказано
следующее: "Построил его тот, кто получил
всю власть, и чьи достоинства превыше всего,
кто относится к благороднейшим и
знатнейшим – Мустафа, градоначальник
Иерусалима. Вода этого колодца подобна воде
райского источника "Сальсибиль" и
своей сладостью утоляет жажду. (Построен
колодец) по приказу прославленного и
великого Османа-бека аль-Факари, да
воздастся ему, как лучшему из лучших. И да
утолят они жажду своих желаний из водоема
Таха, ибо вода его хороша, как нектар, и оба
они из рода человеческого. 8)
Колодец "Сабиль
Баб Хатта" (см. указатель
местоположения, № 47). Он находится налево от ворот "Баб
аль-Хатта" в сторону священной
территории. Это очень простой колодец,
построенный в османскую эпоху. 9)
Колодец "Сабиль
Баб аль-Магариба" (см. указатель
местоположения, № 48). Этот колодец относится к
безымянным по сути и получил свое название
потому, что находится напротив
ворот "Баб аль-Магариба". Также
построен в
османскую эпоху. |