Убранство Благородной мечети "Куббат ас-Сахра" |
Художник-мусульманин сумел украсить высокочтимую мечеть "Куббат ас-Сахра" несколькими видами орнаментов и украшений, важнейшими из которых являются украшения из мозаики, мрамора, украшения из дерева, глазированная керамическая плитка и письмена, как один из элементов декора помимо их прямого, документального, назначения. Мозаика представляет собой маленькие, почти квадратные цветные и золотистые кусочки стекла, известные в качестве элемента украшения архитектурных сооружений в византийскую и омейядскую эпохи. История мозаики "Куббат ас-Сахра" восходит к периоду правления омейядских халифов, то есть к периоду закладки и строительства мечети, когда художник-мусульманин использовал мозаику для придания захватывающей красоты и блеска, покрывая ею обширные видимые поверхности. И без мозаики зрителю открылась бы пустая, непривлекательная и скучная картина. Художник-мусульманин распределил эти поверхности по шести группам: 1) Внешний фасад внутреннего восьмигранника; 2) Внутренний фасад внутреннего восьмигранника; 3) Внутренняя часть арок и сводов, расположенных во внутренних восьмигранниках; 4) Наружная поверхность горловины купола; 5) Внутренняя поверхность горловины купола; 6) Поверхности, расположенные между окнами в верхней части горловины купола. Художник-мусульманин выбрал три главных цвета, которые использовал в мозаичных украшениях – зеленый, синий и золотистый (цвет золота), добавив к ним и другие цвета. Этот художник сумел воплотить в жизнь дух исламского мировоззрения, исламской религии посредством мозаичных панно, в которых нельзя было использовать изображение человека либо животных в соответствии с требованиями Ислама, который запрещает изображение людей и животных. Взамен их использовались другие элементы орнамента, прежде всего растительные – деревья, фрукты, листья растений различного вида и формы, самоцветы всех видов, цветы и цветочные вазы разных форм и письмена, которые стали темой тех сюжетов, которые художник хотел высветить перед зрителями, глубоко и внимательно изучающими эти украшения. В растительных орнаментах преобладают деревья различных пород – пальмы, оливковые деревья, гранатовые деревья, смоковницы, миндаль и другие плодовые деревья разных цветов, а также разнообразные фрукты в корзинах либо в блюдах, корни растений, расползающиеся через края ваз, украшенных драгоценностями в виде арок, ограждений, корон, подвесок, полумесяцев и звезд. Все они украшены драгоценными камнями и самоцветами, такими как жемчуг (изображенный серебряными блестками), а также другими. Все эти элементы имеются как на внутренней, так и на внешней поверхностях фасадов восьмигранного здания мечети. Художник хотел в этих своих образах напомнить нам о том, что находится в обещанном Аллахом всем правоверным раю, который описан в Коране, то есть те деревья и различные и разноцветные плоды, драгоценности и дворцы, и т.д. В своих картинах художник часто повторял изображение короны в двух видах – византийской, изображенной на внутренней поверхности внутреннего же восьмигранника, и сасанидской, то есть персидской, известной как корона с крыльями, изображенной на внутренней поверхности горловины купола. Создается впечатление, что художник хотел напомнить нам о победе Ислама (исламского государства) над двумя великими тогда державами – Византией и Персией, символизируя эту победу двумя коронами, которые указывают на власть и на собственность. Третьим элементом, который художник-мусульманин использовал в своих мозаичных картинах, были письмена, в два пояса и длиной 240 метров, расположенные в верхней части внутри и снаружи внутреннего восьмигранника. Эти надписи сделаны позолоченной мозаикой на синем фоне простым куфическим письмом. Значение использования этого элемента заключается в его древности, то есть оно является древнейшим документальным подтверждением сведений, уходящих корнями в эпоху омейядов (72 г. хиджры / 691 г. х.э.), с одной стороны, а с другой стороны, содержащих стихи-айяты из Корана, отражающие важность дела, миссии, которую хотел довести художник до людей в то время. Он тогда выбрал тексты из Корана, свидетельствующие о том, что Аллах, хвала Ему, один, как об этом говорится в суре "Аль-Ихлас" ("Очищение"), а также в суре "Марьям", упоминающей нашего господина Ису (Иисуса), мир Ему, и разъясняющей его место в Исламе в ответ на убеждения христиан в существовании троицы (Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого), которые были распространены как в то время, так и сейчас. Эта борьба убеждений происходила в период омейядов, которые уделяли ей внимание и приводили в качестве своих аргументов стихи-айяты из Корана, а также первую из основ Ислама – два свидетельства о том, что "нет бога кроме Аллаха, единственного и не имеющего соучастника" и что "Мухаммед – посланник Аллаха". В то время они повторяли это в большинстве случаев при выполнении своих материальных дел. Они были первыми, выпустившими исламские монеты, отчеканив на аверсах динара и филса суру "Аль-Ихлас" ("Очищение"), а на их реверсах – два основных свидетельства, составляющих сущность исламского мировоззрения. Что касается письменных текстов, украшающих стены внутреннего восьмигранника внутри и снаружи, то они имеют следующее содержание: То, что написано на внешних фасадах восьмигранника: (Северный фасад восьмигранника): "Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Нет бога, кроме Аллаха единственного, и нет у него соучастника. Скажи, что он Аллах единый и вечный, не рожден и не рождает, и не было у него защитника. И Мухаммед – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует". (Северо-западный фасад восьмигранника): "Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Нет бога, кроме Аллаха единственного, и нет у него соучастника. И Мухаммед – посланник Аллаха. Аллах и Его ангелы благословляют Пророка". (Западный фасад восьмигранника): "О те, кто уверовал! Молитесь за него и приветствуйте (украшено розовым цветом). Во имя Аллаха милостивого, милосердного… Нет бога, кроме Аллаха единственного, хвала Ему". (Юго-западный фасад восьмигранника): "Аллах, у которого не было сына, и не было соучастника в Его владычестве, и не было у него друга из покорных Ему. Прославляй и возвеличивай Его словами "Аллах велик!" И Мухаммед – посланник Аллаха". (Южный фасад восьмигранника): "Молитесь Аллаху, и ангелам Его, и посланнику Его, мир ему и милость Аллаха (украшено розовым цветом). Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Нет бога, кроме Аллаха единственного, не имеющего соучастника". (Юго-восточный фасад восьмигранника): "У Него владычество и Ему слава, Он дает жизнь и отбирает ее. Он всемогущ, и Мухаммед – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и примет его заступничество за народ его в день Страшного суда". (Восточный фасад восьмигранника): "Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Мухаммед – посланник Аллаха, да благословит его Аллах (украшено розовым цветом). Построил этот купол Абдалла Абд". (Юго-западный фасад восьмигранника): "/Аллах. Имам Аль-Маамун, эмир / правоверных в семьдесят втором году Аллах принял его и был доволен им, аминь, Владыке миров хвала и слава!" То, что написано на внутренних стенах восьмигранника: (Южная стена восьмигранника): "Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Нет бога, кроме Аллаха единственного, не имеющего соучастника, хвала Ему, дающему жизнь и отбирающему ее. Он всемогущ и Мухаммед – посланник Аллаха". (Юго-восточная стена восьмигранника): "Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, кто уверовал! Благословляйте его и приветствуйте. И да благословит его Аллах, и мир ему и милость Аллаха. О люди Корана, не будьте злыми в вашей вере". (Восточная стена восьмигранника): "Скажите: только Аллах прав. Воистину, Иисус Христос, сын Марии, – посланник Аллаха, и слова его к Марии есть дух Аллаха. Уверуйте в Аллаха и не говорите: "Троица", ибо закончится доброе для вас". (Северо-восточная стена восьмигранника): "Воистину, Аллах един, хвала Ему. И нет у него сына ни на небесах, ни на земле. Нет у него доверенного, и Христос не сочтет зазорным быть рабом Аллаха". (Северная стена): "И ангелы не приблизятся к тем, кто пренебрегает поклонением Ему, кто возгордится., и Он соберет их вместе,. О, Аллах, благослови Твоего посланника и раба Твоего Иисуса, сына Марии". (Северо-западная стена): "Мир ему в день, когда он родился, и в день, когда он умер, и в день, когда он воскрес. Это Иисус, сын Марии. Правильно сказано: что было у Аллаха – Он забирает, хвала Ему, если так было предопределено". (Западная стена): "Воистину, говорит Бог – будь!, и оно будет. Аллах – мой господь и ваш господь. Поклоняйтесь ему и идите этим прямым и верным путем и свидетельствуйте Аллаху, что нет бога, кроме Него и Его ангелов, и стойте на справедливом – нет бога, кроме Него, Великого и Мудрого". (Северо-западная стена): "Религия Аллаха – Ислам, и она отличает тех, кто верен Корану, кроме тех, кто отошел от него, получив знание, кто притеснял других и не верил в знамения Аллаха. Воистину, Он скор на возмездие в день Страшного суда". Мраморные украшения: Художник- мусульманин использовал мрамор для украшения почитаемой "Куббат ас-Сахра" так, что эти украшения привлекают взор. Мрамор был использован для украшения колонн и их капителей, для облицовки внутренних стен и наружных фасадов, внешнего восьмигранника здания мечети. А также для облицовки каменных опор. Однако там есть еще один элемент, сделанный из мрамора. Это фризы и карнизы на самом верху каменных опор, а также наверху внутренних стен внешнего восьмигранника. Эти фризы украшены резным мрамором и орнаментом растительного и геометрического характера, что в большой степени гармонирует по краскам и содержанию с мозаичными украшениями. Метод изготовления таких мраморных фризов известен под названием "Champelve" и был распространен в эпоху Византии и в эпоху омейядов. Все эти мраморные фризы, имеющиеся в почитаемой "Куббат ас-Сахра", относятся к эпохе омейядов, то есть к времени ее строительства в 72 г. хиджры / 691 г. х.э. Следует отметить также деревянные украшения, которые тоже по своим элементам и формам гармонируют с мозаичными и мраморными украшениями почитаемой "Куббат ас-Сахра". Украшения из изразцов: Изразец – это цветная плитка, покрытая стекловидной пленкой, которую у нас в стране знают как "китайская плитка". Впервые в архитектуре почитаемой "Куббат ас-Сахра" изразцы были использованы в период правления османского султана Сулеймана "Законника", который заменил покрывавшие внешний фасады восьмигранника еще с омейядских времен мозаичные украшения и орнаменты на разноцветные изразцы. Произошло это в 959 гг. хиджры / 1552 гг. х.э. Известно, что изразцовая плитка происходит из города Кашан в провинции Хорасан, Персия, где ее начали производить. Затем ее начали поставлять в другие страны, где хотели использовать изразцы. Те изразцы, которые султан Сулейман аль-Кануний ("Законник") использовал в архитектуре "Куббат ас-Сахра", были произведены в Кашане и привезены в Иерусалим. Однако производство этих плиток довольно быстро, в конце XVI века, добралось до Иерусалима. Мастера были приглашены из Персии для того, чтобы производить плитку на месте, в самом Иерусалиме. Многие из местных ремесленников довольно быстро научились делать изразцы, и скоро их производство было налажено в Сирии и Палестине, став весьма известным и распространенным в XVII–XVIII веках в этом регионе. Художники и мастера-мусульмане смогли и в этом элементе декора – в изразцах – воплотить дух ислама, использовав их, подобно мозаике внутри мечети, в различных деталях – в растительном и геометрическом орнаментах и в исламских письменах.
|